manu_f (manu_f) wrote,
manu_f
manu_f

Бенефис номер раз

Оставив за кадром все сказанное в предыдущем посте, повторю лишь – каждый человек субъективен в своем восприятии. Я не претендую на точность оценок – все далее сказанное является моим субъективным восприятием.
Как и ожидалось, бенефис Цискаридзе вызвал наибольшее количество споров – слишком уж неожиданной была его программа. Я бы назвала ее так: «и жить торопится, и чувствовать спешит». Программа была собрана нереально сложная – учитывая график самого артиста, необходимость фактически заново учить два из четырех пунктов программы, абсолютно разную стилистику балетов, подчас спорящую с амплуа исполнителя, а также несомненную усталость труппы – безумно плотный и разнообразный график фестиваля не мог не сказаться. Реакции от увиденного, которые я слышала, были диаметрально противоположными – но так, наверное, даже интереснее. Мои же собственные впечатления получились немного дерганными - возможно, именно из-за разнообразности программы и из-за того общего напряжения, которое я чувствовала.

Но все же, я бы сказала, что наименьшее впечатление из увиденного на меня произвели «Рубины». Сказать честно, я не слишком люблю Баланчина – точнее, отношусь к нему сдержанно. Он как-то оказался посередине – между обожаемой классикой и почти не менее обожаемыми некоторыми образцами современной хореографии. Я, безусловно, отдаю должное безупречной чистоте его линий, геометричности той красоты, которую строят его балеты – но это не то, что я могла бы смотреть изо дня в день. Что касается Рубинов, так здесь со мной и вовсе случилась вещь под названием «вырвали из контекста» - после Изумрудов, которые я не люблю совсем, Рубины выглядят просто редкостным драйвом, а поставленные в начало, половину энергии теряют. Кроме того, признаемся честно, даже в отсутствие на сцене Цискаридзе, труппа не была, что называется, в ударе. Это не было плохо – но и не заставило задохнуться от восторга. Что касается Николая, то опять-таки на мой, глубоко субъективный вкус, ему эта партия не очень идет, чисто визуально. Не скажу, что она ему не подвластна – а их дуэт с Новиковой местами был просто замечательным – этакое мгновенное пламенное касание взглядами – точка, обозначенная эмоция – и новый круг – но что-то в этой хореографии не сочетается с тем, что представляет из себя он. Не знаю, у меня не получилось пока найти точного объяснения – но абсолютного кайфа не случилось.
Второе отделение – два соло. И Нарцисса, и Кармен я обожаю. И здесь готова спорить «до хрипоты, до драки» – это было хорошо, это было просто здорово! Обе партии идут НЦ чрезвычайно – они, что называются, сидят на нем, как идеально пошитый костюм. Единственное, что я могу сказать, сравнивая эти исполнения, с другими Нарциссами и Кармен – лично мне было видно, что Николай танцевал эти партии эмоционально более сдержанно, чем делал это в Москве и Нью-Йорке. Это вполне объяснимо – существует жесткий стереотип, говорящий о том, что питерская публика благоволит к более сдержанному исполнению и московский стиль считает слишком игровым, гиперэмоциональным. Лично для меня в Нарциссе не хватило распущенных волос, не прибитых намертво лаком. И все же это был замечательный Нарцисс – прочувствованный до мозга костей. "Предсмертный хрип", который не удалось сдержать артисту – лишнее тому свидетельство. А танец с тенью на заднике – момент, который всегда будет заставлять меня задерживать дыхание – сколько бы раз я не смотрела этот номер в исполнении НЦ. Конечно, с годами становится менее легкой юношеская беззаботность – но игривость мальчика, смертельный страх напуганного зверька, и отчаяние, и самолюбование, и очарование, и безмерная мягкость – все это есть в этой маленькой, изумительной миниатюре.
Кармен я смотрела, в отличие от абсолютного большинства людей в этом зале, в четвертый раз – поэтому могу сравнить. И повторю еще раз – Кармен в Питере была чуть сдержаннее Кармен в НЙ. Кроме того, мне лично сильно подпортили впечатление не слишком удачно поставленный свет и ассистент. Пети не зря придумал этих мальчиков со стульями – они, медленно и нудно выходя на сцену в разных его балетах, тянут нервы зрителя, натягивают их до предела – так, чтобы на выход главного героя случался прорыв. Не знаю, в чем было дело, но ассистент просто бодренько выбегал с этим самым стулом, совершенно не создавая нужной атмосферы. Свет же банально опаздывал пару раз – например, было просто не видно начало партии Тореадора – а то, что свет на финал был поставлен идентично свету финала Нарцисса, не добавило остроты к восприятию миниатюры. Кроме того, мне кажется, что для многих зрителей Кармен немного потерялась из-за обилия всего показанного в один вечер – и это очень обидно, потому что она достойна отдельного восприятия. Надеюсь, Николай еще не раз ее покажет – в менее сложной обстановке. Лично я зачислила его Кармен в свой личный сборник того, что могу смотреть снова и снова - практически до бесконечности. Эта дорожка бедрами, эта роскошная испанистость в партии Хосе, эти не понятно как существующие сами по себе бескостные руки в залихватской браваде тореадора – пусть я тысячу раз субъективна, но для меня это – праздник, удовольствие почти до потери ориентации в пространстве.
Форсайт. Вот здесь я разойдусь, видимо, с большинством комментировавших бенефис. Форсайт мне понравился очень. И по сравнению с первой попыткой Николая станцевать эту партию – и в целом. Меня немного удивило, что ему поставили на вид, что он «слился с толпой». Прошлый раз наоборот ругали за то, что слишком выделился. Не знаю, опять-таки, насколько это его балет по стилю – конечно, он справился со своими классическими руками – практически везде справился – но надо ли бороться с тем, что является твоим преимуществом? А в остальном Форсайт был отработан на пределе возможностей – как будто и не было до этого выматывающих Рубинов и двух соло, которые, из-за своей ажурности и артистичности, совсем не кажутся физически тяжелыми, но которые таковыми являются.
Не хочется мне писать подробнее – противное и бессмысленное раздражение еще не прошло (это не претензия, просто так уж легли звезды) - так что мои положительные и радостные эмоции останутся при мне, не буду я их высказывать. Просто я рада, что я смогла поехать, рада, что увидела этот бенефис – это останется моим личным маленьким и ярким праздником, который подарил мне любимый артист. За что я ему бесконечно благодарна.

Фотографии. Увы, партер в Мариинке никак не позволяет фотографировать так, чтобы были видны ноги. Сорри












Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments